postheadericon Денежное довольствие военнослужащих

     Многим военнослужащим и их семьям знакома ситуация, когда уволенный по организационно-штатным мероприятиям офицер, находясь в распоряжении командира своей части более 6 месяцев, прекращает получать в составе денежного довольствия премию за образцовое выполнение воинского долга и надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

     Некоторые из обманутых офицеров обращаются в суды и выигрывают их. Такие случаи нередки, что позволяет усомниться в принципе равенства прав граждан, который, как известно, является одним из основных в правовом государстве. Анализ данной категории дел привел автора настоящей статьи к выводу, что причины и условия, способствующие нарушению прав офицеров, — это противоречия между нормативно-правовыми актами различной юридической силы, а также отсутствие эффективного механизма привлечения к ответственности виновных. Вспоминается народная мудрость: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Задайте вопрос
  1. (обязательно)
  2. (проверьте правельность данных)
  3. (обязательно)
  4. Captcha
 

     В данной статье мы проанализируем судебные дела по обжалованию бездействия командования войсковых частей, которые не выплачивают офицерам, находящимся в распоряжении более 6 месяцев, премию за образцовое выполнение воинского долга и надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Для наиболее заинтересованных читателей предлагаются варианты заявлений и рекомендации по их подаче в суд.

     Нормативно-правовые основы требований

     Конституция РФ в ст. 37 закрепляет право человека «…на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда…»*(2).
Право на труд военнослужащие реализуют путем прохождения военной службы*(3). Государственным служащим — офицерам по контракту запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме военной службы. В связи с этим для военнослужащих установлена единая система материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы*(4).
      Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»*(5), денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (оклад по должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат. Последние направлены на повышение уровня государственного материального обеспечения военнослужащих, стимулируют достижение высоких результатов по службе. Одной из таких выплат является премия за образцовое выполнение воинского долга.
      Как указывает ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания…»*(6).
      Для разъяснения нормативно-правовых положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», для создания механизма его реализации в части, касающейся материального обеспечения офицеров, был принят приказ Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее — Порядок обеспечения денежным довольствием)*(7).
      Как указывает п. 206 Порядка обеспечения денежным довольствием, премия исчисляется от оклада по занимаемой (а также временно исполняемой) воинской должности и оклада по воинскому званию. Для исчисления премии в расчет необходимо принимать размеры окладов денежного содержания, получаемые военнослужащими на первое число месяца выплаты, следующего за истекшим кварталом, а за IV квартал — на 1 декабря календарного года.
      Офицерам, проходящим военную службу по контракту, данная премия выплачивается в размере трех окладов денежного содержания в год*(8).
      Для предъявления в суд требований о принуждении командования войсковой части выплатить премию за образцовое выполнение долга необходимо, чтобы истек срок этой выплаты в добровольном порядке. Согласно п. 205 Порядка обеспечения денежным довольствием выплата премии производится ежеквартально и одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за истекшим кварталом.
Решение о выплате премии, равно как и решение о ее лишении или уменьшении ее размера, принимаются командирами (начальниками) на основании представляемых по команде в конце I, II и III кварталов и в конце ноября рапортов непосредственных командиров (начальников) с ходатайствами о выплате премии подчиненным военнослужащим.
      Для уменьшения ее размера или лишения военнослужащего премии должны быть конкретные причины. Перечень их не указан в п. 210 и иных пунктах Порядка обеспечения денежным довольствием, так как этот документ регулирует финансовые вопросы, а не дисциплинарное производство. Однако сказано, что в любом случае — это упущения по службе и нарушение воинской дисциплины. Иных причин для лишения премии либо уменьшения ее размера в законодательстве нет, поскольку в данном случае речь идет о материальном обеспечении офицеров, которое гарантированно Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Основания для уменьшения или лишения премии должны быть четко сформулированы в приказе командира (начальника).

     Необходимо помнить, что, согласно п. 211 Порядка обеспечения денежным довольствием, право на премию не распространяется на:
военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и в организациях, где установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;
военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации, которым выплачиваются должностные оклады в иностранной валюте по установленным нормам и денежное довольствие в российских рублях;
военнослужащих, увольняемых с военной службы за невыполнение ими условий контракта, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, в связи с лишением воинского звания, а также в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за неуспеваемость или недисциплинированность.
Таким образом, фактическими основаниями требований в судебном порядке обязать командование войсковой части к выплате рассматриваемой премии являются:
отсутствие дисциплинарных взысканий и наказаний у офицера. Эти данные в суде могут быть подтверждены отсутствием в служебной карточке военнослужащего указаний на взыскания и упущения по службе;
замещение воинской должности по контракту. Даже в том случае, если она сокращена в связи с организационно-штатными мероприятиями, офицер находится в распоряжении командира части, но в отношении данного офицера не издавался приказ о сдаче дел;
исполнение воинского долга и общих обязанностей военнослужащего.
Далее рассмотрим вопросы, связанные с выплатой надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Как правило, офицеры, проходящие службу по контракту, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В том числе те из них, которые уволены с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, находятся в распоряжении командира части, но не сдали служебные дела, и в отношении этих офицеров не издавался приказ об освобождении от занимаемой должности и сдаче дел.
Статья 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»*(9) определяет, что для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.
Согласно п. 98 Порядка обеспечения денежным довольствием постоянная работа со сведениями, составляющими государственную тайну, — это работа с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и пр.). На признак постоянства работы с государственной тайной не влияет также продолжительность и периодичность получения такой информации в течение года*(10).
Военнослужащие, имеющие допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых в силу их функциональных обязанностей возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, считаются допущенными к государственной тайне на постоянной основе.
Фактическими основаниями к выплате надбавки за работу с государственной тайной являются:
оформленный в установленном законом порядке допуск офицера к секретным сведениям;
замещение должности, работа по которой предполагает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
издание приказа командира части (издается, как правило, в начале календарного года, но не реже одного раза в год).
В обязательном порядке в приказе командира должны быть указаны: воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность (согласно номенклатуре (перечня) должностей работников, подлежащих оформлению на допуск), номер, число, месяц, год допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а также размер устанавливаемой надбавки в процентах*(11).
В п. 100 Порядка обеспечения денежным довольствием содержится перечень военнослужащих, которым надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не выплачивается. Это военнослужащие:
освобожденные (отстраненные) от занимаемых воинских должностей;
в отношении которых допуск прекращен;
освобожденные от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом командира (начальника);
находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (начальников);
за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы.
В этом же пункте содержится положение, согласно которому выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, прекращения допуска, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Из вышеприведенных норм можно сделать вывод, что даже если должность офицера сокращена в процессе организационно-штатных мероприятий, но он:
1. продолжает исполнять свои обязанности по должности;
2. в отношении военнослужащего не издавался приказ об освобождении его от должности, сдаче дел;
3. военнослужащий представлен в действующем приказе своего командира к выплате надбавки, то он на основании ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» и ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на получение надбавки за работу со сведениями, которые относятся к государственной тайне, и премии за образцовое выполнение служебных обязанностей.

Процессуальный порядок обращения в суд

Задайте вопрос
  1. (обязательно)
  2. (проверьте правельность данных)
  3. (обязательно)
  4. Captcha
 

Перед подачей заявления в суд для уточнения некоторых вопросов, которые будут относиться к предмету доказывания по делу и могут возникнуть у суда и участников процесса, рекомендуется написать рапорт командиру части с просьбой указать причину невыплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и премии за образцовое выполнение воинского долга. В рапорте следует отразить периоды невыплаты. Сам рапорт лучше написать в двух экземплярах, один из которых с визой о приеме (входящий номер и дата принятия) оставить у заявителя, второй — командиру, бездействие которого обжалуется. В случае если письменный ответ на рапорт не поступит в разумный срок (этот срок не указан, но обычно на практике — это рабочая неделя или десять дней), и не будут произведены выплаты, необходимо обращаться в суд. Данное предложение — подать рапорт командиру части — носит рекомендательный характер. Законодательство не содержит обязательного требования о досудебном порядке урегулирования конфликта как обязательного условия приема заявления судом. Однако, как показывает практика, лучше соблюсти досудебный (в своем роде предупредительный) порядок.
Процессуальный порядок обращения в военные суды (равно как и в другие суды системы общей юрисдикции) урегулирован Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ*(12).
Рассматриваемая категория дел относится к делам, возникающим из публичных правоотношений. Как устанавливает ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, их должностных лиц, относятся коллегиальные и единоличные решения и деяния, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.
В данном случае речь идет об оспаривании бездействия должностного лица — командира войсковой части.
Обращающийся в суд именуется заявителем, в свою очередь, лицо, действия которого обжалуются, — ответчиком.
Перед подачей заявления необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой следует уточнить в нормах Налогового кодекса РФ.
В заявлении в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными;
какие права и свободы лица нарушены этими незаконными, по мнению заявителя, решениями, действиями (бездействием) (см. Приложение 1, 2).

Проект заявления в суд

В Хабаровский гарнизонный военный суд
Заявитель: военнослужащий войсковой части N ___
звание ___________ Ф.И.О.
адрес: 680030 г. ___________,
войсковая часть N ___________
тел. ________________________
Ответчик: командир войсковой части N ___
звание ____________ Ф.И.О.
адрес: 680030 г. ___________,
войсковая часть N ___________
тел. ________________________

Заявление
об оспаривании неправомерного бездействия должностного лица

Я, майор (Ф.И.О.), проходил военную службу по контракту в войсковой части N ___ в должности старшего помощника начальника отделения организационного и комплектования.
В связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями приказом командующего ДВО N ____ от 02.12.2009 г. я был выведен в распоряжение командира войсковой части N ____, но до настоящего времени (дня подачи заявления в суд) дела и должность не сдавал, рапорта о сдаче дел и должности не писал. Также в отношении меня не издавался приказ о сдаче дел и должности, согласно приказу командира части N ____ от _______ 2010 г. мне установлена надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В апреле 2010 г. мне не выплатили премию за образцовое выполнение воинского долга за I квартал 2010 г., а также надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за декабрь 2009 г. и январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2010 г. В ответе на мое обращение с рапортом на имя командира части, последний указал должностным лицам включить меня в приказ на выплату премии и надбавки, но положенные мне выплаты до сих пор не произведены.
Считаю бездействие командира войсковой части N ____ по невыплате мне премии за образцовое выполнение воинского долга на I квартал 2010 г. и надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, незаконным по следующим основаниям.
Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно п. 92 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, месячные дополнительные выплаты (надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).
В соответствии с п. 97 этого Порядка, военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, производится ежемесячная доплата процентной надбавки к окладу по воинской должности в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Согласно п. 203-207, 210 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ, тем из них, которые проходят военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до 3 окладов денежного содержания в год. Она выплачивается на основании приказа командира воинской части в размере одной четвертой установленных годовых норм, ежеквартально с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за истекшим кварталом.
Действующее законодательство гарантирует военнослужащим выплату денежного довольствия с учетом дополнительных выплат, связанных с исполнением должностных обязанностей, до дня сдачи ими в установленном порядке дел и должности.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на срок не более чем 6 месяцев.
Я никому дела и должность не сдавал, до сих пор исполняю свои обязанности. Упущений по службе и дисциплинарных взысканий не имею, что усматривается из служебной карточки и может быть подтверждено ответчиком и свидетелями. Следовательно, вышеуказанные выплаты мне должны быть произведены по июнь месяц 2010 г. включительно.
Указанными действиями нарушаются мои права, так как право на материальное обеспечение является одним из наиболее существенных субъективных прав военнослужащих, закрепленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и реализуется оно путем получения от государства денежного довольствия, которое является единственным источником доходов семьи военнослужащего.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 45 и 254-256 ГПК РФ, прошу суд:
1. Признать незаконным бездействие командира войсковой части N ___, связанное с невыплатой мне премии за образцовое выполнение воинского долга на I квартал 2010 г., надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну за декабрь 2009 г. и январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2010 г.
2. Обязать командира войсковой части N ___ издать приказ о выплате мне премии за образцовое выполнение воинского долга за _____________ (указать временной период), надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну за (указать временной период) и обеспечить производство указанных выплат.

Приложение:
1. Копия заявления на 2 листах.
2. Светокопия удостоверения личности офицера — 2 экз. на 2 листах.
3. Светокопия рапорта командиру войсковой части N ___ вх. N 297 от 9 июня 2010 г. — 2 экз. на 2 листах.
4. Копия служебной карточки.
5. Квитанция об оплате государственной пошлины — 1 экз.

Дата:

Подпись:

Приложение 2

Проект заявления военного прокурора в суд

Председателю Белогорского гарнизонного военного суда
адрес: Амурская область, г. Белогорск, ул. Авиационная, д. 236
Заявитель: военный прокурор Белогорского гарнизона в
интересах военнослужащих в/части N ___________________.
В интересах: майора ________(Ф.И.О.), капитана ______(Ф.И.О.),
старшего лейтенанта ________(Ф.И.О.), старшего лейтенанта
_____________ (Ф.И.О.).

Ответчик: командир войсковой части N___
звание ___________________Ф.И.О.
адрес: индекс, г. _____________,
войсковая часть N ______________
тел. ___________________________

Заявление
об оспаривании бездействия должностного лица

Майор ____________ (Ф.И.О.), капитан ________ (Ф.И.О.), старший лейтенант _______ (Ф.И.О.), старший лейтенант (Ф.И.О.) 1 декабря 2009 г. были зачислены в распоряжение командира в/части N в соответствие с п. «б» ч. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, т.е. в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В связи с истечением срока нахождения в распоряжении, установленного ч. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, финансовым органом войсковой части N ___ с 1 июня 2010 г. майору (Ф.И.О.), капитану (Ф.И.О.), старшему лейтенанту (Ф.И.О.), старшему лейтенанту (Ф.И.О.) на основании ст. 46 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200, прекращена выплата надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также прекращена выплата премии за образцовое выполнение воинского долга с 1 июня 2010 г. (в т.ч. на день подачи настоящего заявления).
Перечисленные офицеры дела и должность не сдавали, до сих пор исполняют свои обязанности. Упущений по службе и дисциплинарных взысканий офицеры не имеют, это усматривается из их служебных карточек и может быть подтверждено ответчиком и свидетелями. Следовательно, вышеуказанные выплаты мне должны быть произведены по июнь месяц 2010 г. включительно.
Указанными действиями нарушаются права майора (Ф.И.О.), капитана (Ф.И.О.), старшего лейтенанта (Ф.И.О.), старшего лейтенанта (Ф.И.О.), так как право на материальное обеспечение является одним из наиболее существенных субъективных прав военнослужащих, закрепленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и реализуется оно путем получения от государства денежного довольствия, которое является единственным источником доходов семьи военнослужащего.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на срок не более чем 6 месяцев.
Те обстоятельства, что майор (Ф.И.О.), капитан (Ф.И.О.), старший лейтенант (Ф.И.О.), старший лейтенант (Ф.И.О.) пребывают в распоряжении командира в части N _____ сверх установленного Положением о порядке прохождения военной службы срока, происходит по вине соответствующих должностных лиц, на которых возложена обязанность предпринять все меры для соблюдения порядка прохождения военнослужащим военной службы, а не по вине военнослужащего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 и 254-256 ГПК РФ,
прошу суд:

1. Признать бездействие командира войсковой части N ____, связанное с прекращением выплаты майору (Ф.И.О.), капитану (Ф.И.О.), старшему лейтенанту (Ф.И.О.), старшему лейтенанту (Ф.И.О.) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и премии за образцовое выполнение воинского долга, незаконными.
2. Обязать командира войсковой части N ______ возобновить майору (Ф.И.О.), капитану (Ф.И.О.), старшему лейтенанту (Ф.И.О.), старшему лейтенанту (Ф.И.О.) выплату с 1 июня 2010 г. надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и премии за образцовое выполнение воинского долга.

Приложение:
— копия заявления на 2 листах;
— материалы на __ листах.

Военный прокурор Белогорского гарнизона
подполковник юстиции Ф.И.О.

Дата:

Подпись:

Как предписывает часть 3 ст. 254 ГПК РФ, заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, должно быть подано в военный суд. Немаловажен и срок подачи заявления. Согласно части 1 ст. 256 ГПК РФ заявление об оспаривании действий и решений органов власти и их должностных лиц должно быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Эту норму разъяснил и Конституционный Суд РФ: «Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями на действия (бездействие) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений»*(13). Фиксированные сроки для обращения в суд, по мнению Конституционного Суда РФ, «…не нарушают права на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока согласно статье 134 и части второй статьи 256 ГПК Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, — вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом»*(14).
В отличие от правил искового производства, согласно которым бремя доказывания лежит на стороне, учинившей иск, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие)*(15). Однако при рассмотрении и разрешении дела суд может истребовать доказательства по своей инициативе. В этом случае должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу.

Некоторые особенности рассмотрения дела

В рассматриваемой категории дел по требованиям офицеров (должность которых сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий) о выплате премии за образцовое выполнение воинского долга и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, как правило, основные доводы ответчика сводятся к следующему. Так, по одному делу с аналогичными требованиями представитель должностного лица майор юстиции Х. требования заявителя не признал и в суде показал, что в соответствии с требованиями п. 51 Порядка обеспечения денежным довольствием «…заявителю премия за образцовое выполнение воинского долга не положена. Выплата премии производится от оклада по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности и оклада по воинскому званию. Должность заявителя сокращена. По этим основаниям ему не положена и надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну»*(16).
Нормативно-правовые основы требований заявителя указаны выше. Свои требования о выплатах заявитель может подкрепить такими документами как:
копия или оригинал справки с войсковой части о том, что офицер не исключен из списков состава части, продолжает исполнять служебные обязанности;
копия контракта о прохождении службы;
копия приказа о назначении на должность;
копия из служебной карточки (личного дела) о том, что заявитель не имеет дисциплинарных взысканий и упущений по службе за тот период времени, за который взыскивается выплата премии.
Суд, оценивая законность действий ответчика и правомерность требований заявителя по одному из рассматриваемой категории дел, в решении суда указал следующее*(17):
1. Утрата гражданами статуса военнослужащего*(18) связывается с окончанием военной службы, которым является дата исключения из списков личного состава войсковой части, что следует из п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Статья 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предписывает, что военнослужащий, в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, может проходить военную службу не на воинских должностях в течение срока не более шести месяцев. Такие же требования установлены в ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, которое утверждено Указом Президента РФ*(19). Согласно нормам упомянутой статьи, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы, зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается, помимо прочего, в случае его освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на срок не более чем шесть месяцев.
По мнению суда, в рассматриваемом деле норма ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (нахождение военнослужащего не на воинской должности, в случае освобождения от воинской должности возможно на срок не более 6 месяцев), как основание прекращения выплаты денежного довольствия (в том числе выплаты премии за образцовое выполнение воинского долга и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), является несостоятельной. Данная норма регулирует не порядок выплаты денежного довольствия, а особый порядок прохождения военной службы. При этом именно на органы военного управления возлагается обязанность по разрешению вопроса о назначении на воинские должности или об увольнении в установленный срок, а недостатки в их работе не могут ущемлять конституционных прав военнослужащих. Такая трактовка подзаконных актов противоречит ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей право на вознаграждение за труд (для военнослужащих — денежное довольствие — единственный источник их доходов).
Как усматривается из справки начальника штаба войсковой части N ____ (номер части) N ____ (номер справки) от ____ июля 2010 г., офицер Х. до настоящего времени исполняет должностные обязанности и приказ о сдаче им дел и должности не издавался.
Из служебной карточки офицера Х. усматривается, что взысканий и упущений по службе он не имеет.
Далее, основываясь на вышеприведенных нормах, суд признал подлежащими удовлетворению требования заявителя о выплате ему премии за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания в год.
2. Решая вопрос о правомерности требований заявителя в части, касающейся выплаты надбавки за работу с секретными сведениями, суд указал, что выплата надбавки согласно положениям Порядка обеспечения денежным довольствием прекращается со дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, прекращения допуска, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Суд, учитывая, что заявитель продолжает исполнять обязанности по занимаемой воинской должности, в том числе работает с секретными документами, а также приказ об освобождении от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в отношении офицера не издавался, признал невыплату надбавки неправомерным бездействием командования части.

Защита прокурором прав военнослужащих

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»*(20), данный орган осуществляет надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории нашей страны. Надзор осуществляется за гражданами, юридическими лицами независимо от форм собственности организаций, органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами. Предмет надзора — соблюдение Конституции и действующего законодательства. В обязанности прокурора входит также рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений.
Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным, т.е. основан на нормативно-правовых актах.
По результатам проверки прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Одна из гарантий оказания высококвалифицированной правовой помощи лицу, обратившемуся к прокурору с просьбой о защите своих прав, — это установленный в Законе о прокуратуре запрет на пересылку жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Среди полномочий прокурора — право обратиться в суд: в случаях, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как правило, по организационно-штатным мероприятиям сокращению подлежат сразу несколько должностей в войсковой части. В зависимости от численности сокращенных должностей, нарушение прав офицеров в части выплаты денежного довольствия по истечении 6 месяцев (срок нахождения в распоряжении) может приобрести массовый характер. В этой связи рекомендуется всем офицерам, права которых нарушены, обратиться с письменным заявлением в прокуратуру с просьбой провести проверку, принять меры прокурорского реагирования и обратиться в их интересах в суд. В Приложении 3 содержится примерная форма заявления, которое может подать прокурор.

Выводы и рекомендации

1. Невыплату премии за образцовое выполнение воинского долга и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо обжаловать в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня, когда лицу стало известно о невыплате. К примеру, данный срок можно отсчитывать со дня получения на руки расчетного листа по денежному довольствию или ответа на рапорт, с просьбой уточнить: выплачивались ли в составе денежного довольствия за конкретный период премия и надбавка.
2. Заявление об оспаривании неправомерного бездействия командования части должно подаваться в военный суд.
3. Подача заявления в суд не исключает права офицера подать жалобу о нарушении его прав в прокуратуру и иные органы власти. Обращение в органы государственной власти или вышестоящему должностному лицу не препятствует рассмотрению дела в суде.
4. Заявитель имеет право на возмещение всех судебных издержек, связанных с рассмотрением дела (компенсация стоимости оплаты гос. пошлины, оплата услуг представителя (адвоката), транспортные расходы, связанные с явкой в суд, и пр.).

span style=»color: #000000; font-family: ‘times new roman’, ‘times’; font-size: medium;»

span style=»color: #000000; font-family: ‘times new roman’, ‘times’; font-size: medium;»